Ленивая арина, старик-годовик, почему у месяца нет платья-перевод на сербский. Сказка «Почему у месяца нет платья Сказка отчего у месяца нет платья


Заглянул полумесяц к портному,
Не к небесному, а к земному.
– Сшей мне, мастер, нарядное платье.
Буду по небу в праздник гулять я.
Снял портной с полумесяца мерку,
Приглашает его на примерку.

Но всего за четырнадцать дней
Вдвое сделался месяц полней.
И в плечах и в груди ему тесно, –
Так поправился месяц небесный.
Чуть не плачет с досады портной:
– Что за бес подшутил надо мной!
Ваша светлость слегка пополнела
Иль от стирки материя села, –
Я, по правде сказать, не пойму…
Ладно! Новую мерку сниму.


Вот проходят за сутками сутки.
Не теряет портной ни минутки.
Ну, а месяц – гуляка ночной –
Стал тем временем полной луной.


Примеряет он тесное платье
И, вздыхая, бормочет проклятья:
– Греховодник, мошенник, злодей!
Постыдился бы добрых людей.
За последних три дня и три ночи
Платье стало тесней и короче!
Ничего не ответил портной.
Где уж спорить портному с луной!
Снял он мерку с заказчика снова:
– Будет к празднику платье готово!

Швы у платья портной распорол,
Грудь расширил, надставил подол.
Доработать осталось немножко,
А уж месяц стучится в окошко.
Да не месяц, а тоненький серп –
В это время он шёл на ущерб.
Не луна, а всего половинка:
Только рожки да круглая спинка.


Весь затрясся от гнева портной:
– Нет, довольно шутить надо мной!
Угодить вам пытался я сдуру.
Что ни день, вы меняли фигуру:
То вы делались круглым, как блин,
То худым, точно этот аршин.
Шить вам платье – пустое занятье.
Оставайтесь-ка лучше без платья!

стих Маршак С.Я. Иллюстрации

Заглянул полумесяц к портному,

Не к небесному, а к земному.

Сшей мне, мастер, нарядное платье.

Буду по небу в праздник гулять я.

Снял портной с полумесяца мерку,

Приглашает его на примерку.

Но всего за четырнадцать дней

Вдвое сделался месяц полней.

И в плечах и в груди ему тесно,

Так поправился месяц небесный.

Чуть не плачет с досады портной:

Что за бес подшутил надо мной!

Ваша светлость слегка пополнела

Иль от стирки материя села,

Я, по правде сказать, не пойму...

Ладно! Новую мерку сниму.

Вот проходят за сутками сутки.

Не теряет портной ни минутки.

Ну, а месяц, гуляка ночной,

Стал тем временем полной луной.

Примеряет он тесное платье

И, вздыхая, бормочет проклятья:

Греховодник, мошенник, злодей!

Постыдился бы добрых людей.

За последних три дня и три ночи

Платье стало тесней и короче!

Ничего не ответил портной.

Где уж спорить портному с луной!

Снял он мерку с заказчика снова:

Будет к празднику платье готово!

Швы у платья портной распорол,

Грудь расширил, надставил подол.

Доработать осталось немножко,

А уж месяц стучится в окошко.

Да не месяц, а тоненький серп:

В это время он шел на ущерб.

Не луна, а всего половинка:

Только рожки да круглая спинка.

Весь затрясся от гнева портной:

Нет, довольно шутить надо мной!

Угодить вам пытался я сдуру.

Что ни день, вы меняли фигуру:

То вы делались круглым, как блин,

То худым, точно этот аршин.

Шить вам платье - пустое занятье.

Оставайтесь-ка лучше без платья!

Решил месяц сшить себе платье.

Снял с него портной мерку и сел за работу. В назначенный срок пришёл месяц за платьем.

А платье-то и узко и коротко.

— Видно, я ошибся, — говорит портной. И снова сел за работу.

В назначенный срок пришёл месяц за платьем.

Опять платье мало.

— Видно, и теперь я ошибся, — сказал портной. И снова стал кроить и шить.

В третий раз пришёл месяц к портному.

Увидел портной: идёт по небу круглый месяц — не месяц, а луна целая, да вдвое шире, чем платье, которое он только что сшил. Что было делать портному? Бросился он бежать. Искал его месяц, искал, да не нашёл.

Так и остался месяц без платья.

Вопросы для закрепления

Ты знаешь, как шьют одежду? Что нужно сделать для того, чтобы одежда получилась впору?

Правильно ли сделал портной, когда снял мерку с месяца? Для чего он это сделал?

Что же случилось, когда месяц пришёл за платьем?

Сколько раз приходил месяц за своим платьем? Ты догадался, почему платье для месяца всё время оказывалось ему мало?

Почему портной убежал, когда увидел месяц в третий раз?

Ты знаешь, какой бывает месяц? Попробуй нарисовать несколько картинок, как постепенно узенький месяц растёт и превращается в полную луну. А потом нарисуй, как постепенно полная луна уменьшается и превращается в узенький месяц.

А ты бы смог сшить платье для месяца? Каким бы оно у тебя получилось?

Ленивая Арина

Жил- был мужик Иван да жена Арина. Послал он ее в поле рожь жать.
Вот Арина пришла на полосу, выжала такое местечко, чтоб можно было одной улечься; улеглась, выспалась хорошохонько и отправилась домой, будто и впрямь потрудилась- поработала.
— Что, жена,- спрашивает муж,- много ли сегодня выжала?
— Слава тебе господи, одно местечко выжала.-
« Ну, это хорошо!- думает мужик.- Одна полоса, значит, покончена».
На другой день опять пошла Арина в поле, выжала местечко и проспала до вечера; и на третий день- то же самое, и на четвертый- то же самое; так всю неделю и проволочила.
Пора, думает мужик, за снопами в поле ехать.
Приезжает- а рожь стоит вся нежатая; кое- где, кое- где выжато местечками, да и то такими, что только человеку улечься. Стал жену искать и видит: лежит она на одном местечке да так- то храпит!
Мужик сейчас домой, захватил ножницы, воротился на жниву, остриг свою бабу наголо; сделал все это и воротился на деревню.
Вот Арина спала, спала, да, наконец, и проснулась; хватилась рукой за голову и говорит сама себе;
— Что- той попритчилось! Кажись, я- Арина, а голова не моя! Пойду домой; коли собака залает, так я, значит, не Арина.-
Пришла на деревню прямо к своей избе и спрашивает под окошком:
— Что, ваша Арина дома?-
Муж смекнул и говорит ей:
— Дома!-
Тут вылезла из- под ворот собака, не признала хозяйки и бросилась на нее словно на чужую; так за полы и хватает. Арина бегом да бегом, как бы только живой от своего дома уйти!
И пошла она бродить по полю. Мужик сжалился, простил ее, и с той поры стала Арина жать бесхитростно.

Лења Арина
(руска шаљива прича)

Живели сељак Иван и његова жена Арина. Једнога дана посла Иван жену на њиву да жање раж.
Арина дође на штрафту, пожње један део, како би могла да прилегне; леже, поштено се наспава и оде кући као да заиста цео дан проведе радећи.
— Како је, жено,- упита муж,- јеси ли данас доста пожњела?
— Хвала Господу Богу, један добар део пожњех!
„ То је добро!“, мишљаше сељак. „ Једна штрафта је, значи, завршена“.
Другога дана опет оде Арина на њиву, пожње још један комад и одспава до увече; и трећега дана уради тако, и четвртога дана исто тако; тако продужи целу недељу.
„ Време је“, мишљаше сељак, „ да пођем на њиву да покупим снопље“.
Дође и, гле, затече непожњевену раж; ту и тамо неки делови беху пожњевени тако да човек може добро да прилегне. Поче да тражи жену и стаде: лежаше она на једном пожњевеном месташцу, и хрче ли, хрче…
Сељак отрча кући, дохвати маказе, врати се на стрњиште, и остриже жену до голе коже. Уради тако и врати се у село.
А Арина, спава ли, спава, па се најзад пробуди. Ухвати се за главу и самој себи рече:
„ Шта је ово? Који је ово ђаво? Чини ми се да сам ово ја- Арина, али глава није моја! Поћи ћу кући. Ако пас залаје, то је
Дође у село, право својој кући, па упита под прозорчићем:
„ Хеј, је ли ваша Арина код куће?“
Муж се досети у чему је ствар па јој рече:
„ У кући је“.
Излете тада пас испод врата, не препознаде газдарицу, па се баци на њу, хватајући је за скуте. Арина побеже главом без обзира само да се жива извуче из своје куће.
Лутала је тако Арина по пољу и по њивама. Сељак се сажали и опрости жени. Од тог времена Арина поче да жање вредно и приљежно.

Старик- годовик
(русская сказка)

Вышел старик- годовик. Стал он махать рукавом и пускать птиц. Каждая птица со своим особым именем.
Махнул старик- годовик первый раз- и полетели первые три птицы. Повеял холод, мороз.
Махнул старик- годовик второй раз- и полетела вторая тройка. Снег стал таять, на полях показались цветы.
Махнул старик- годовик третий раз- полетела третья тройка. Стало жарко, душно, знойно. Мужики стали жать рожь.
Махнул старик- годовик четвёртый раз- и полетели еще три птицы. Подул холодный ветер, посыпался частый дождь, залегли туманы.
А птицы были не простые. У каждой птицы по четыре крыла. В каждом крыле по семи перьев. Каждое перо тоже со своим именем. Одна половина пера белая, другая- черная. Махнет птица раз- станет светлым- светло, махнет другой- станет темным- темно.
Что это за птицы вылетели из рукава старика- годовика?
Какие это четыре крыла у каждой птицы? Какие семь перьев в каждом крыле? Что это значит, что у каждого пера одна половина белая, а другая — черная?

Старица – година
(руска бајка – загонетка)

Изађе старица – година. Стаде да маше рукавом и да пушта птице. Свака птица имађаше посебно име.
Замахну старица – година први пут. Полетеше прве три птице. Настадоше студен и мраз.
Замахну старица – година други пут. Полете друга тројка. Снег се отапаше. На пољима цветићи помаљаху своје главице.
Замахну старица – година трећи пут. И полете и трећа тројка. Настаде врелина, жега, спарина. Сељаци почеше да жању раж.
Замахну старица – година четврти пут. И полетеше још три птице. Задува хладан ветар, често се просипаху кише, залегоше магле.
Птице бејаху необичне. Свака имађаше по четири крила. У сваком крилу беше по седам пера. И свако перо имађаше своје име. Једна половина пера беше – бела, а друга половина беше – црна. Замахну птица једном – постаде светлим – светло. Замахну птица други пут – постаде тамним – тамно.
Шта то остаде иза птица које излетеше из рукава старице – године?
Каква су то четири крила у свакој птици?
Каква су то седам пера у сваком крилу?
Шта значи то што је у сваком перу једна половина бела, а друга црна?

Почему у месяца нет платья

Решил месяц сшить себе платье. Снял с него портной мерку и сел за работу. В назначенный срок пришел месяц за платьем. А платье – то узко и коротко.
— Видно, я ошибся, — говорит портной. И снова сел за работу. В назначенный срок пришел месяц за платьем. Опять платье мало.
— Видно, и теперь я ошибся, — сказал портной. И снова стал кроить и шить.
В третий раз месяц пришел к портному. Увидел портной – идет по небу круглый месяц, вдвое шире, чем платье, которое он для него сшил. Что было делать портному? Бросился он бежать. Искал его месяц, искал, да и не нашел.
Так и остался месяц без платья.

Зашто месец нема одело
(руска бајка – легенда)

Реши месец да сашије себи одело. Кројач му узе меру и седе да шије. У договорено време дође месец по одело. Али, одело беше – уско и кратко.
— Очигледно, ја погреших, — рече кројач. И поново седе да шије. У договорено време дође месец по одело. Опет одело беше мало.
— Очигледно, опет ја погреших, — рече кројач. И поново стаде да кроји и да шије. И трећи пут месец дође кројачу. Угледа кројач како по небу иђаше округли удвостручени месец у оделу ширем него што беше одело које за њега саши. И шта сад да ради кројач? Поче да бежи. Тражаше га месец, тражаше, али га не нађе.
Тако месец остаде без одела.

Ольга Трусевич
«Почему у месяца нет платья». Конспект НОД по направлению «Ткацкая мастерская» в рамках реализации инновационного проекта

Конспект

НОД по направлению «Ткацкая мастерская » в рамках реализации инновационного проекта «Сетевое взаимодействие по организации сопровождения ребенка в условиях этнографической направленности дошкольного образования»

Тема : чтение сербской сказки «Почему у месяца нет платья » .

в 1 младшей группе

Цель :

Познакомить с профессией швеи.

Образовательные :

Расширить представления детей о понятии «одежда» .

Учить классифицировать ее по половому признаку : одежда для мальчиков и для девочек.

Познакомить с профессией портного, атрибутами и результатами его труда.

Познакомить с новым литературным произведением.

Развивающие :

Содействовать развитию внимание, восприятия, воображения детей.

Развивать навыки диалогической речи.

Воспитательные :

Воспитывать уважительное отношение к труду взрослых.

Воспитывать познавательный интерес к окружающему миру.

Предварительная работа :

Беседы с детьми об одежде.

Рассматривание одежды детей и взрослых.

Материалы к занятию.

Демонстративный материал :

Иллюстрация звездного неба с месяцем .

Ткань, ножницы, метр, нитки, иголка в игольнице.

Раздаточный материал :

Предметные картинки одежды.

Бумажные фигурки мальчика и девочки.

Оборудование :

Коробка.

Ноутбук.

Аудиозапись сербской сказки «Почему у месяца нет платья » .

Магнитная доска.

Ход НОД.

1. Введение в игровую ситуацию.

Воспитатель в игровом центре располагает коробку с бумажной кукольной одеждой. Если дети не проявили к ней интерес, то он сам подзывает их.

Ребята, посмотрите! Какая красивая коробка появилась в нашей группе, откуда она?

Предположения детей.

Дети, вы хотите узнать, что в ней лежит?

Ответы детей.

Я предлагаю вам открыть ее и посмотреть, что в ней лежит. Хотите?

Ответы детей. Воспитатель открывает коробку, показывает детям кукольную бумажную одежду.

Дети, что это?

Дети называют предметы одежды.

Ребята, как можно назвать платье , шорты, юбку и брюки одним словом? Что это?

Ответы детей.

Молодцы, конечно же, это одежда. А вы знаете, для чего она нужна?

Ответы детей.

Одежду мы надеваем для того, чтобы согреться, закрыться от ветра, или солнечных лучей.

2. Актуализация в игровой ситуации.

Ребята, одежда в коробке одинаковая или разная?

Ответы детей.

Воспитатель обращает внимание детей на бумажные кукольные фигурки в коробке.

Как вы думаете, кто это?

Ответы детей.

Это мальчик и девочка. Как вы считаете, мальчики и девочки одеваются одинаково, или по-разному?

Предположения детей.

Я предлагаю вам поиграть. Хотите?

Ответы детей.

Нужно разложить эту одежду на две группы : для мальчиков и для девочек. Поможете мне? А сможете?

Ответы детей.

Дидактическая игра «Разложи одежду»

Перед детьми на столе бумажные фигурки мальчика и девочки. Дети должны взять один предмет одежды, назвать его и положить его рядом с соответствующим силуэтом. Воспитатель помогает детям, поощряет самостоятельность, активность.

Молодцы, ребята, вы замечательно справились с заданием. Правильно разложили всю одежду. Что носят мальчики?

Ответы детей.

Что одевают девочки?

Ответы детей.

3. Затруднение в игровой ситуации.

Дети, а вы любите слушать сказки?

Ответы детей.

Я предлагаю вам послушать интересную сказку. Хотите?

Ответы детей.

Садитесь удобно, слушайте внимательно. Сказка называется «Почему у месяца нет платья » .

Воспитатель включает на ноутбуке аудиозапись сербской сказки «Почему у месяца нет платья » .

«Решил месяц сшить себе платье . Снял с него портной мерку и сел за работу. В назначенный срок пришел месяц за платьем . А платье-то узко и коротко .

Видно, я ошибся, - говорит портной. И снова сел за работу.

В назначенный срок пришел месяц за платьем .

Опять платье мало .

Видно, и теперь я ошибся, - сказал портной. И снова стал кроить и шить.

В третий раз месяц пришел к портному .

Увидел портной : идет по небу круглый месяц - не месяц , а луна целая, да вдвое шире, чем платье , которое он только что сшил. Что было делать портному? Бросился он бежать. Искал его месяц , искал, да не нашел.

Так и остался месяц без платья ».

Ребята, вам понравилась сказка?

Ответы детей.

Я предлагаю немного размяться. Хотите?

Ответы детей.

Физминутка «Что мы любим?»

Мы в ладоши хлопать любим

И хлопаем всегда

(Дети идут по кругу, взявшись за руки)

Да-да, да-да, и хлопаем всегда!

(Хлопают в ладоши)

Мы ногами топать любим

И топаем всегда

(Шагают за воспитателем)

Да-да, да-да, и топаем всегда!

(Топают ногами, стоя на месте)

Мы кружиться очень любим

И кружимся всегда

Да-да, да-да, и кружимся всегда!

(Кружатся вокруг себя)

Молодцы, ребята, как замечательно мы поиграли. Вам понравилось?

Ответы детей.

4. Открытие нового знания.

Ребята, а вы хотите еще раз послушать сказку о месяце ?

Ответы детей.

Тогда присаживайтесь и слушайте внимательно.

Воспитатель читает сказку «Почему у месяца нет платья » .

Дети, а вы знаете, кто такой месяц ? Где мы можем его увидеть?

Ответы детей.

Показ иллюстрации с изображением звездного неба и месяца на нем . Рассматривание иллюстрации.

Ребята, к кому пошел месяц ?

Ответы детей.

- Месяц пошел к портному . А зачем месяцу нужен был портной ?

Ответы детей.

- Месяц хотел пошить себе платье . Портной измерил его и что он стал делать?

Ответы детей.

Стал портной шить платье . А вы знаете, что нужно портному для работы?

Ответы детей.

Хотите об этом узнать?

Ответы детей. Воспитатель кладет перед детьми кусок ткани, метр, ножницы, нитки, иголку в игольнице. Следит за безопасностью детей.

Сначала портной измерил месяц , взял ткань, отмерил, сколько нужно отрезать.

Воспитатель демонстрирует действия.

Ножницами отрезал лишнее. Вдел нитку в иголку и стал шить.

Воспитатель демонстрирует движения.

Что получилось у портного?

Ответы детей.

Правильно, получилось платье . Но оно не подошло месяцу по размеру . Несколько раз приходил месяц к портному , но платье так и не получил . Как вы думаете, почему ?

Ответы детей.

Труд портного очень ответственный и важный. Что он шьет для нас?

Ответы детей.

Как вы думаете, можем мы обойтись без одежды?

Ответы детей.

Нам очень нужна одежда. Она защитит нас от дождя и снега, жары и холода. Нам никак не обойтись без портных.

5. Включение нового знания в систему знаний.

Ребята, вам понравилась сказка о месяце ? Почему ?

Ответы детей.

Что запомнилось больше всего?

Ответы детей.

Я думаю, что вашим родителям она тоже очень понравится. Вы расскажете ее маме и папе?

Ответы детей.

Мне тоже очень понравилась сказка. Спасибо вам за то, что помогли разобраться, почему у месяца нет платья . Вы очень мне помогли! Ребята, а как же нам быть с коробкой, в которой лежит кукольная одежда?

Предложения детей.

Я предлагаю вам оставить ее в игровом центре. Хотите?

Ответы детей.

Я думаю, что вам интересно будет с ней играть.

Воспитатель вместе с детьми размещает коробку в игровом детском центре для самостоятельной деятельности воспитанников.

Публикации по теме:

Лето - самая благодатная пора для детского творчества. Что может быть интересней и увлекательней, как на свежем воздухе в тенечке, уютной.

«Экономика для детей». Конспект занятия в рамках проекта Тема: Будем бережливы. Программное содержание: формирование навыков и умений рационального использования доступных материальных ценностей;.

1. Сообщение темы. Кто на площади шагает Грудь в медалях,в орденах! Люди все их уважают Им "спасибо" говорят! -Дети, про кого эти стихи?.

«Камни». Конспекты непосредственно образовательной деятельности с воспитанниками в рамках реализации инновационного проекта Конспекты непосредственно образовательной деятельности с воспитанниками в рамках реализации инновационного проекта. Тема проекта:"Сетевое.

С 2015 года в Свердловской области стартовала программа, разработанная и одобренная всем профессиональным сообществом, Советом главных.