История государственных пенсий. Пенсия народных депутатов

История пенсий, или более точно, пожизненного содержания, уходит корнями в глубину веков. Впервые на государственном уровне военные пенсии были введены в Римской империи Гаем Юлием Цезарем. Историки утверждают, что эти первые в мире пенсии он платил своим постаревшим легионерам из собственных средств. Вообще-то в разных странах изначально пенсии получали исключительно военные, да и то не все. К примеру, в петровской России пенсии по старости полагались лишь морским офицерам. Первоначально назначение пенсий имело характер награды или привилегии, подразумевалось, что человек, получающий пенсию, был отмечен особым расположением за заслуги. С развитием и совершенствованием системы государственной власти изменялось и назначение пенсии, пенсия вместо оттенка избранности и отличия, постепенно приобретала ярко выраженный социальный аспект.

Первые в мире государственные пенсии появились более 100 лет назад, в 1889 году, в Германии при канцлере Бисмарке. Это была первая организованная государством система пенсий по возрасту работников, занятых в частном секторе. Характерная черта немецкого подхода состояла в том, что социальное страхование было обязательным и основанным на взносах. И работодатели, и работники должны были вносить средства на её финансирование. Введенная в Германии система базировалась на предшествующей практике существования добровольных фондов взаимопомощи, организуемых гильдиями и рабочими объединениями. Права на пенсию в новой системе основывались на ранее выплаченных взносах.

Дания (1891 г.) и Новая Зеландия (1898 г.) ввели системы пенсионирования, ориентированные на целевую помощь бедным. Они финансировались за счет общих налоговых доходов, предполагали проверку нуждаемости и гарантировали одинаковый для всех уровень выплат.


Эти пенсионные системы в большей степени вытекали из традиционного законодательства о бедных.

В Великобритании и Австралии первые государственные пенсии начали выплачивать в 1908 году. В Северной Америке государственная система пенсионирования по старости получила распространение сравнительно поздно. Канада ввела систему, основанную на проверке нуждаемости, не предполагающую страховых

взносов, в 1927 году. В Соединенных Штатах правительства штатов начали вводить основанные на критерии нуждаемости пенсионные системы в 1920-х годах. К 1934 году они существовали в 28 штатах. В 1935 году в США вводится федеральная система пенсионного страхования. Первый закон об обязательном пенсионном страховании был принят в США только в 1935 году. Пенсии начали выплачивать с 1940 года.

Большинство западноевропейских стран сформировало системы пенсионного страхования, ориентированные на германскую модель; англосаксонские страны (за исключением США) и страны Северной Европы в большей степени шли по пути, проложенному Данией и Новой Зеландией. Эти системы решали разные задачи. Германская была ориентирована на сохранение социального статуса работающего после выхода на пенсию, а датская, введенная в Англии, – на ограничение бедности.

В XX веке происходит постепенное сближение пенсионных систем развитых стран. Там, где они были основаны на страховых взносах (Германия), вводятся гарантии минимальной пенсии, не зависящие от предшествующих взносов. В странах, ориентировавших пенсионную систему на равные пенсии, финансируемые за счет общих доходов из бюджетов, отменяется контроль нуждаемости. В дополнение к минимальным пенсиям вводится система обязательного социального страхования (Великобритания).

Историю возникновения пенсионного обеспечения в России мы рассмотрим далее в подразделе 3.1.

Про пенсии в современной России, сказано уже многое. Надо прямо сказать, пенсии не отвечают сегодняшней экономической ситуации в стране.Даже на первый взгляд надо сказать, что её едва хватает что бы свести концы с концами. Но говорить так, что пенсионеры умирают с голоду конечно нельзя. Я знаком со многими пенсионерами. Так вот все они получают гражданские пенсии в сумме от 9 до 15 тыс рублей. Откуда в России пенсии в 4-5 тыс рублей не пойму. Или у данных пенсионеров не хватает стажа, или в советское время, они работали на совершенно низкой оплате труда.

Однако если говорить о пенсиях в СССР, надо отметить, что и там много не давали. Да максимальная пенсия была в сумме 132 рубля в месяц. Но это максимум. В 1985 году средняя пенсия в СССР была вообще 72 рубля.

А вот с пенсиями колхозников вообще плохо. Так до 1964 года колхозники пенсий вообще не получали, а в 1964 году власти решили платить пенсии.

Но что это были за пенсии?

Вот их величина.

В целом размер месячных пенсий, выплачиваемых колхозникам Европейского Севера, увеличился с 1965 по 1985 г. в 4 раза при достаточно малых размерах инфляции. При этом в середине 1960-х гг. средний размер пенсии был близок к минимальному, а в середине 1980-х гг. превышал его почти в 2 раза (табл).

Средний размер месячных пенсий, назначенных по Закону о пенсиях членам колхозов (руб.)

1965 г .

1970 г .

1980 г .

1985 г .

1989 г .

РСФСР

12,5

14,1

34,8

47,5

75,1

Архангельская область

12,8

14,4

37,8

54,2

82,1

Вологодская область

12,2

14,3

37,3

50,4

76,7

Карельская АССР

12,0

12,8

30,7

42,9

71,9

Коми АССР

12,5

13,2

30,9

42,0

70,6

Как видим размер средней пенсии в 65 году был 12.5 рубля, а в 70 всего 14.1 рубля.

Ну как понимаем особо не разгуляешься. Это даже не нищета. Это вообще за пределами понимания. И это при том, что Советская власть и зарплату в колхозах совсем не платило. Так что накоплений у колхозников никаких не было. Вот это почти голод. Так что говорильня о пенсионном рае в СССР, это просто ложь.
Пенсии в СССР. Просто факты.

О пенсиях в СССР пишут чаще всего в двух видах. В радужном: каждый советский пенсионер получал в месяц 100-120 рублей. В коричневом: совковые пенсионеры жили на 10-15 рублей в месяц. Занимательно, что и радужисты, и коричневые по своему правы.

Начнем с одних из бабушек-дедушек:

Пенсия в 32 рубля . Была назначена в 1975 году одной из бабушек. Общий (прерывный) стаж - немногим более 11 лет. Зарплата за последние 8 лет 100-110 рублей.
Пенсия в 45 рублей . Была назначена в 1967 году. Это вторая бабушка. С 1930-х годов работала машинисткой. Зарплата в последние годы работы 90 рублей.
Пенсия в 60 рублей . Была назначена в 1975 году. Дед имел 45 лет непрерывного стажа (в разных специальностях). Предпенсионная зарплата - 120 рублей.
Пенсия в 1 05 рублей . Была назначена в 1972 году. Второй дед был главбухом.

Итак, перед нами минимальная пенсия 32 рубля , максимальная - 105 рублей . То есть средняя пенсия дедов-бабушек равна минимальной заработной плате установленной в 1970-х годах. То есть 70 рублям.

Но если смотреть раздельно, то выходит следующее. Одна семья имела общую пенсию 92 рубля (средняя выходит 46 руб.), а вторая - 150 рублей (средняя - 75 руб.). Это факты из жизни. А теперь официоз. Правдивый. Из советской брошюры "Пенсии рабочим и служащим" . Тираж 300 тыс. экз. В общем, доступная информация.

Для начала разъяснение, откуда брались средства для пенсионных выплат в СССР. Из взносов предприятий в государственное социальное страхование. Взносы уплачивались без каких-либо вычетов из зарплаты. Более того, даже отсутствие таких взносов не лишало рабочих и служащих права на пенсию.
Пенсия по возрасту на общих основаниях устанавливалась при достижении мужчинами 60 лет, а женщинами 55 лет, при общем стаже работы не менее 25 и 20 лет соответственно.
Пенсия по возрасту при неполном стаже работы назначалась рабочим и служащим при наличии следующих условий: а) достижение пенсионного возраста (см. выше) в период трудовой деятельности, б) если они проработали в общей сложности не менее пяти лет, в) непосредственно перед выходом на пенсию проработали не менее трех лет, г) обратились за пенсией не позже месячного срока со дня прекращения работы. Отметим, что к этой пенсии надбавки не начислялись.
Льготные пенсии, а также персональные, мы здесь рассматривать не будем. Историю развития советской пенсионной системы тоже оставим за пределами данной заметки.

По единой шкале пенсия по возрасту на общих основаниях для рабочих и служащих исчислялась так (1980-е годы):

Максимальный размер пенсии по возрасту на общих основаниях составлял 120 рублей.

Пенсионерам по возрасту при неполном стаже работы пенсии рассчитывали следующим образом: a разделить на 300 умножить на b , где а - полная пенсия исчисленная из среднемесячного заработка, 300 - нужный общий стаж в месяцах (25 лет по 12 месяцев - для мужчин, для женщин вместо числа 300 будет 240 , т.е. 20 лет в месяцах), b - число месяцев имеющегося стажа. По такой формуле была рассчитана пенсия одной из моих бабушек (32 рубля).
К стандартной пенсии полагались еще и надбавки (это не касалось пенсионеров с неполным стажем работы).
Надбавка 1 : За непрерывный стаж работы (больше 15 лет) - 10%.
Надбавка 2 : За длительный стаж работы (свыше 35 лет у мужчин и свыше 30 лет у женщин) - 10%
Обе надбавки не могли быть начислены одновременно. Либо первая, либо вторая.
Надбавка 3 : За длительный непрерывный стаж на одном предприятии (25 лет) при длительном общем стаже (35 лет) - 20%
Эта надбавка не могла быть начислена с другими надбавками.

Пенсии в СССР исчислялись из полного заработка, а не из суммы, которую получали на руки после удержания подоходного налога.
Сельским жителям назначалась пенсия на 15% меньше , чем рабочим и служащим. То есть, максимальная пенсия для этой категории граждан составляла 102 рубля, а минимальная - 34 рубля . В тоже время, сельчане имели определенное преимущество перед рабочими и служащими. Дело в том, что работающие сельские пенсионеры получали пенсию полностью, не взирая на размер их заработка. У рабочих и служащих с этим было посложнее - работающий пенсионер не мог иметь общий доход (пенсия+зарплата) свыше определенной суммы. В случае превышения лимита пенсия снижалась на размер этого самого превышения.

История пенсий в СССР.
В 1917 году придя к власти большевики упрознили царские пенсии, а свои вводить не торопились. Подавляющее большинство советских трудящихся не получали пенсии по старости 20 лет, колхозники - почти 40 лет.

В августе 1918 года были введены пенсии для инвалидов Красной армии, в 1923-м для старых большевиков, в 1928-м для работников горнорудной и текстильной промышленности, в 1937 году - для всех городских рабочих и служащих. При этом максимальная пенсия при Сталине составляла 300 "старых" рублей в месяц (30 руб. в месяц после 1961 года).

Что касается колхозников, хрущевская пенсионная реформа 1956 года, установила всем им одинаковую пенсию 12 руб. в месяц, что примерно равнялась стоимости 4,5 кг. вареной колбасы. В 1973 году выплаты по пенсиям повысили до 20 руб, а в 1987 году - до 50 руб. Колхозам, работающим с прибылью, разрешалось выплачивать своим бывшим членам колхоза надбавки к пенсиям.

"Потолок" пенсий в СССР составлял 120 рублей в месяц. Советский рубль был неконвертируемый, но если взять официальный курс Госбанка, применяемый для внешнеторговых операций, а затем перевести доллары в современные рубли, выйдет около 4000 тыс.рублей - это значительно меньше, чем имеют современные российские пенсионеры. А ведь максимальную (120 руб.) пенсию получали далеко не все.

Персональные пенсии придумали большевики в 1923 году. В 1925-м, 1956-м и 1977 годах законодательство корректировалось, а сами персональные пенсии увеличивались. В СССР существовало три категории персональных пенсионеров:

1. Пенсионер союзного значения.

2. Пенсионер республиканского значения.

3. Пенсионер местного значения.

Персональная пенсия союзного значения равнялась 250 руб., республиканского - 160 руб., местного - 140 руб. Кроме того таким пенсионерам ежегодно выплачивались одна или две месячные пенсии " на оздоровление".

Действительные члены Академии наук СССР получали надбавку за академическое звание в размере 500 руб. в месяц, члены-корреспонденты - 400 руб. Она выплачивалась пожизненно и плюсовалась сначала к зарплате, а затем к пенсии.

Персональная пенсия секретаря ЦК КПСС составляла 300 руб. в месяц, кандидата в члены политбюро ЦК КПСС - 400 руб., члена политбюро ЦК КПСС - 500 руб. За высокопоставленными отставниками сохранялись государственные дачи и машины с водителями.

Первый секретарь обкома, уходя на персональную пенсию, получал квартиру в Москве.

Когда в 1994 году в СССР вернулась из эмиграции дочь Джугашвили (Сталина) Светлана Алилуева, ей назначили персональную пенсию, дали машину с шофером и талоны на кремлевское питание, хотя она не имела не только особых заслуг, но и положенного по закону трудового стажа.


Более того, можно было стать пенсионером еще на 5–10 лет раньше: такие льготы предоставлялись за работу во вредных условиях труда и в тяжелых климатических условиях, их финансировало государство и использовало как важный инструмент политики занятости. Несмотря на различные надбавки и компенсации за работу во вредных условиях и на Крайнем Севере, уровень пенсионного обеспечения в СССР оставался низким, причем даже по сравнению с другими социалистическими странами . В законодательстве не был закреплен порядок индексации пенсионных выплат в случае повышения стоимости жизни или опережающего роста зарплаты. Не был прописан и механизм изменения максимальной и минимальной пенсии. Размер пенсии устанавливался человеку один раз и не менялся, как бы ни росла зарплата или ни увеличивалась стоимость жизни.

Когда в ссср начали платить пенсии по старости

Другим завоеванием трудящихся при социализме считался относительно низкий возраст выхода на пенсию – 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин. Он оставался неизменным с начала 1930-х годов, когда обследования рабочих, выходивших на пенсию по инвалидности в связи с потерей трудоспособности, показали, что к 55 годам большая часть женщин и к 60 годам большая часть мужчин теряют возможность продолжать работать .
С тех пор структура отраслей, условия и содержание труда изменились, и работники, по данным медицинских обследований, стали терять трудоспособность позже. Но увеличивать возрастную границу было невыгодно: ранний выход на пенсию гарантировал терпимое отношение населения к размеру выплат.

Внимание

Некоторые категории трудящихся наделялись правом на получение пенсии за выслугу лет, но эти нормы, как и многие другие исключения из общего правила назначения пенсий в Советском Союзе регулировались отдельными законами. … Пенсионное обеспечение в СССР было фактически бесплатным для работников.


Важно


Еще одна отличительная особенность советской пенсионной системы — низкий возраст выхода на пенсию: 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин.

Not found


Инфо

В довоенный период (до начала Великой отечественной войны) минимальный уровень жизни рабочих — по соотношению зарплат и стоимости потребительской корзины - был зафиксирован в 1940 году. Он в два раза был ниже уровня жизни российского рабочего в 1913 году.


Что касается крестьян, то их положение в стране долгое время не менялось, начиная с периода крепостничества. Крестьяне не получали пенсий в доревлюционной России.


При Советской власти сельские труженики по-прежнему оставались фактически бесправными. Вплоть до 60-х годов, когда в период хрущевской «оттепели» произошли существенные перемены в социальной сфере.

Geolike.ru

Советская пенсионная система, окончательно сформировавшаяся в 1950–1960-х годах, включала две основные компоненты: пенсионное обеспечение рабочих и служащих государственных предприятий и пенсионное обеспечение колхозников . Предоставлялись пенсии по старости (возрасту), инвалидности и потере кормильца.

Некоторые категории занятых имели право на получение пенсии за выслугу лет, которые регулировались отдельными законами. Существовали также республиканские и союзные персональные пенсии, назначавшиеся за особые заслуги.

Формально пенсионное обеспечение в СССР было для работников бесплатным – они из своих доходов ничего в пенсионную систему не платили. Пенсии финансировались из так называемых общественных фондов потребления, складывавшихся из средств государственного бюджета и отчислений предприятий (от 4 до 12% фонда оплаты труда в зависимости от отрасли) .

Пенсии в ссср. просто факты

На сегодняшний день существуют три вида пенсий:

  • Москва и область:
  • Санкт-Петербург и область:
  • Общероссийский:
  • трудовая пенсия по старости;
  • по инвалидности;
  • по потере кормильца.

Сегодня возраст выхода на пенсию у мужчин - 60 лет, женщины становятся пенсионерами на пять лет раньше, впрочем, как и в СССР. Пенсия в России - это страховая часть и накопительная.

Средняя величина выплат пенсионерам составляет чуть более 11 тысяч рублей. Это - 40 процентов от зарплаты. Социальная пенсия – 7500 рублей.
В отличии от советских времен сегодня не существует такого понятия как минимальная пенсия. Она высчитывается исходя из величины прожиточного минимума в каждом регионе. Максимального размера также не существует.

Marina_ogor

Впервые законодательно было оформлено всеобщее право на получение пенсии по старости. В период 1973-1974 годов было введено пенсионное обеспечение по инвалидности и по случаю потери кормильца. Некоторые категории трудящихся наделялись правом на получение пенсии за выслугу лет, но эти нормы, как и многие другие исключения из общего правила назначения пенсий в Советском Союзе регулировались отдельными законами. … <Для Пенсионное обеспечение в СССР было фактически бесплатным для работников.

Пенсия в ссср. мы спокойны за свой завтрашний день!

В отсутствие страховых отчислений из дохода граждан, пенсии финансировались из общественных фондов потребления. Источники пенсионных выплат формировались за счет средств государственного бюджета и отчислений из фонда заработной платы предприятий (ставка отчислений составляла от 4% до 12%, в зависимости от сферы деятельности).

Еще одна отличительная особенность советской пенсионной системы — низкий возраст выхода на пенсию: 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин. Эта планка оставалась неизменной с начала 1930-х годов, когда она была установлена по результатам комиссионного обследования рабочих и работниц, выходивших на пенсию по инвалидности.

Выводы комиссий сводились к заключению: «К 55 годам большая часть женщин и к 60 годам — большая часть мужчин теряют возможность продолжать работать».
За дополнительный стаж полагались надбавки: за 35 лет стажа у мужчин, и 30 лет у женщин, а также за труд без перерывов более 15 лет полагалось 10 процентов, за 25-летнюю работу на одном и том же месте при общем трудовом стаже в 35 лет полагались дополнительные 20 процентов. Максимальная пенсия по старости была не более 120 рублей. Особенностью советской системы пенсионных выплат было то, что не было централизованного единого пенсионного фонда. Предприятия платили страховые взносы в бюджет, из этих средств выплачивались пенсии.

Отдельный разговор - пенсия колхозника. За их обеспечение отвечали колхозные артели, которые обладали специальным фондом для таких выплат. В 1964 году с принятием нового пенсионного законодательства страна взяла на себя обязательство по выплате пенсий всем гражданам.

С каких средств выплачивали пенсии в ссср

Тогда же в основном завершилось формирование советской пенсионной системы, которая впервые стала всеобщей. В 1956 году в СССР был принят Закон «О государственных пенсиях».

В 1964 году, с принятием Закона «О пенсиях и пособиях членам колхозов», пенсионные права в Советском Союзе впервые получили колхозники. Начиная с 1960-х годов пенсионная система СССР включала две базовые компоненты: пенсионное обеспечение рабочих и служащих государственных предприятий и пенсионное обеспечение колхозников.

Впервые законодательно было оформлено всеобщее право на получение пенсии по старости. В период 1973-1974 годов было введено пенсионное обеспечение по инвалидности и по случаю потери кормильца.

Принятые изменения по регулированию пенсионных накоплений в СССР в новых экономических условиях действовало, однако, очень недолго: с 1 января 1990 года до 1 января 1991 года. Что касается общих изъянов распределительной пенсионной системы, сложившейся в Советском Союзе, то важнейшие из них заключались в следующем.

Пенсия в каждую эпоху, имела свой статус и перед ней ставили определенные цели и задачи.

Первую в истории государственную пенсию, начали выплачивать во времена правления Юлия Цезаря, и называлась она - «Государственное обеспечение военных», но через несколько веков, она стала одной из причин, краха Римской Империи – дефицит денежных средств на ее выплату.

В дальнейшем пенсии стали подаваться под «другим соусом» - финансовым обеспечением приближенных монархов других стран, сегодня, мы бы назвали такие платежи – взяткой или изменой Родине. Начало положили французы, при правлении Людовика XI, в середине XV века. Историками были обнаружены документы, в которых были отчеты о постоянных выплатах денежных средств и не протокольных подарков - Уильяму Гастингсу, он занимал пост первого камергера английского короля. Многие английские сановники также получали денежные вознаграждения, за определенные услуги.

В России такой «пенсией» отметился канцлер Елизаветы Петровны – Алексей Бестужев, он регулярно получал ее от британского правительства, но и Россия не оставалась в стороне - выплачивала аналогичные выплаты зарубежным, политическим особам, например таким, как Талейран, данные выплаты санкционировались царем - Александром I.

Следующий этап пенсионного обеспечения, это боязнь заговоров и смут, и снова Франция опередила европейские Государства. При правлении Людовика XIV, пенсионные выплаты приобрели невиданный размах, одним из его прозвищ было «король-кормилец». Он считал, что «pension», лучшее средство от заговоров и смут, держал знать у себя на глазах, для этого отстроив Замок Версаль. Желание дворянина жить дома рассматривалось, как измена перед государством, но если у него для этого не хватало средств, тогда Людовик назначал этой особе «пенсию».

Первую официальную пенсию, которая затрагивала заботу обо всех слоях населения, в пожилом возрасте, пенсия по старости – это была «Солидарная Государственная Пенсия», которую ввел Отто фон Бисмарк, канцлер Пруссии – это произошло в 1889 году. Характерная черта немецкого подхода состояла в том, что социальное страхование было обязательным и основана на взносах. Работодатели, и работники должны были финансировать «солидарную государственную пенсию». Что самое ценное в этой пенсионной системе, это то, что по ней живут немецкие пенсионеры и сегодня, но только с некоторыми дополнениями и изменениями. Данная модель пенсионного обеспечения, для многих стран стала эталоном, при разработке своих пенсионных систем, брали ее за основу.

В России, как и все передовое, пенсию в Россию ввел Петр I, он отменил оплаты «За заслуги перед Царем и Отечеством» - поместьями и шубами, издав Указ, о пенсионе бывшим военным. Он гласил именно так: «Назначить достойное пожизненное содержание, дабы не позорили честь мундира». Пенсионеров-офицеров было мало, а солдат эта мера не затрагивала - большинство офицеров являлись обеспеченными помещиками и аристократами, которые имели средства, для достойного проживания, в отставке.

Екатерина II после прихода к трону, в 1763 году, повелела ежегодно отпускать 50 тысяч рублей на пенсии отставному генералитету.

Впервые детально проработанное пенсионное законодательство в России было принято в России при Николае I, любившем во всем строгий порядок. В преамбуле указа от 6 декабря 1827 года так и говорилось: "Правила, по коим сии вознаграждения были доселе производимы, не имели ни надлежащей определенности, ни соразмерности". По николаевскому закону, все обладатели классных чинов, военные и гражданские, прослужившие 25 лет, получали право на пенсию в размере 50% оклада и за 35 лет безоговорочной службы получали пенсию в размере 100%.

В дальнейшем пенсионная система в России постепенно расширялась, включив в себя более обширные категории людей, которых сегодня называют "бюджетниками": низших служащих, не имевших чинов, преподавателей государственных учебных заведений, медперсонал казенных больниц, инженеров и мастеров, а с 1913 года, рабочих государственных предприятий и железных дорог. Неизменным оставался главный принцип: основанием для назначения пенсии, являлось - работа на государство и служение Трону. В целом, пенсионное обеспечение в дореволюционной России охватывало незначительную часть общества (не более нескольких процентов населения пенсионного возраста). При этом реальную возможность жить на пенсию, имели лишь бывшие государственные служащие.

В дальнейшем пенсионная система в России постепенно расширялась, включив в себя более обширные категории людей, которых сегодня называют "бюджетниками": низших служащих, не имевших чинов, преподавателей государственных учебных заведений, медперсонал казенных больниц, инженеров и мастеров, а с 1913 года и рабочих государственных предприятий и железных дорог. Неизменным оставался главный принцип: основанием для назначения пенсии являлась исключительно работа на государство и служение Трону. В целом, пенсионное обеспечение в дореволюционной России охватывало, незначительную часть общества (не более нескольких процентов населения, пенсионного возраста). При этом реальную возможность жить на пенсию имели лишь бывшие государственные служащие.

Следующие строки, для тех, кто мечтает о возвращении, пенсионной системы, которая была в Советском Союзе.

После Октябрьской революции, в двадцатых годах, перед правительством был поставлен вопрос - о разработке пенсионной системы, которая должна быть основана на старости, а не на основе утраты трудоспособности и наступления инвалидности.

В 1924 году пенсионным обеспечением, первыми, кто был охвачен, были преподаватели высших учебных заведений, по достижении ими 65 лет.

В 1928 - рабочие текстильной промышленности и шахтеры.

В 1929 - рабочие ведущих отраслей тяжелой промышленности и транспорта.

В 1929 году были установлены различия в размерах пенсии по инвалидности, а также пенсии по старости и порядок выплаты продолжающим работать пенсионерам.

В 1932 году пенсионное обеспечение охватило рабочих всех отраслей народного хозяйства. Были законодательно введены пенсионные возраста: 55 лет - для женщин и 60 лет - для мужчин.

Конституцией СССР 1936 года было закреплено всеобщее пенсионное обеспечение для рабочих и служащих по старости, то есть по достижении ими определенного возраста.

Следующий этап развития системы государственного пенсионного обеспечения начался в 1956 году - с принятия Закона "О государственных пенсиях", регулирующего размер пенсии по старости. А в 1964 году был принят Закон "О пенсиях и пособиях членам колхозов", который предусматривал с 1965 года выход на пенсию колхозникам: мужчины с 65 лет, женщины - с 60 лет.

В 1968 года колхозники получили право выхода на пенсию с того же возраста, что и рабочие и служащие.

Таким образом, к середине 60-х годов в нашей стране сложилась государственная система всеобщего пенсионного обеспечения по старости.

Теперь затронем размеры пенсий в Советском Союзе: "потолок" пенсии в Советском Союзе, для рабочих и служащих, составлял 120 рублей, в месяц и получали ее далеко не все. Если посмотреть на разлет величины пенсии в Советском Союзе, то он составлял от 15 рублей, до 500 рублей, но «Версалем» для пенсионеров были фиксированные цены на продукты питания, товары первой необходимости и повышение цен, по просьбе трудящихся.

Перерасчет пенсионных выплат был очень прост – 50% от зароботной платы, которая должна не превышать 240 рублей. Для тех, у кого была зарплата, менее 100 рублей, увеличивались проценты, от 60 до 100 процентов. Средняя пенсия, составляла – 67 рублей 50 копек.

Как вы видите, что и при социализме так же, как при любом другом строе, пенсионное обеспечение не может быть одинаковым, всегда есть привилегированные слои населения и есть не заслуженно обойденные вниманием.

Подведем рюземе - государственная пенсионная программа, это не социальная гарантия, пенсионного обеспечения, а социальная поддержка, в какой бы стране вы не жили.

Можно сказать и по-другому. Пенсия – это, не социальная гарантия, а гарантия власти, от заговоров и социальных взрывов.

В следующей статье, мы рассмотрим, пенсионные программы развитых стран и сравним их, с пенсионной системой России.

Если увас есть вопросы, присылайте на электронный адрес:

Советская пенсионная система, окончательно сформировавшаяся в 1950–1960-х годах, включала две основные компоненты: пенсионное обеспечение рабочих и служащих государственных предприятий и пенсионное обеспечение колхозников . Предоставлялись пенсии по старости (возрасту), инвалидности и потере кормильца. Некоторые категории занятых имели право на получение пенсии за выслугу лет, которые регулировались отдельными законами. Существовали также республиканские и союзные персональные пенсии, назначавшиеся за особые заслуги.

Формально пенсионное обеспечение в СССР было для работников бесплатным – они из своих доходов ничего в пенсионную систему не платили. Пенсии финансировались из так называемых общественных фондов потребления, складывавшихся из средств государственного бюджета и отчислений предприятий (от 4 до 12% фонда оплаты труда в зависимости от отрасли) .

Другим завоеванием трудящихся при социализме считался относительно низкий возраст выхода на пенсию – 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин. Он оставался неизменным с начала 1930-х годов, когда обследования рабочих, выходивших на пенсию по инвалидности в связи с потерей трудоспособности, показали, что к 55 годам большая часть женщин и к 60 годам большая часть мужчин теряют возможность продолжать работать . С тех пор структура отраслей, условия и содержание труда изменились, и работники, по данным медицинских обследований, стали терять трудоспособность позже. Но увеличивать возрастную границу было невыгодно: ранний выход на пенсию гарантировал терпимое отношение населения к размеру выплат. Более того, можно было стать пенсионером еще на 5–10 лет раньше: такие льготы предоставлялись за работу во вредных условиях труда и в тяжелых климатических условиях, их финансировало государство и использовало как важный инструмент политики занятости.

Несмотря на различные надбавки и компенсации за работу во вредных условиях и на Крайнем Севере, уровень пенсионного обеспечения в СССР оставался низким, причем даже по сравнению с другими социалистическими странами . В законодательстве не был закреплен порядок индексации пенсионных выплат в случае повышения стоимости жизни или опережающего роста зарплаты. Не был прописан и механизм изменения максимальной и минимальной пенсии. Размер пенсии устанавливался человеку один раз и не менялся, как бы ни росла зарплата или ни увеличивалась стоимость жизни. Поэтому, по данным исследований уровня жизни, проведенных в 1980-е годы, до 80% бедных в СССР были пенсионерами, причем старших возрастов .

Кроме пенсий, многочисленным группам пенсионеров предоставлялись льготы и привилегии, бесплатные или частично оплачиваемые услуги (транспортные, жилищно-коммунальные, в сфере здравоохранения и т.д.). В этих условиях пенсии обеспечивали социально приемлемый уровень материального обеспечения большей части пожилых людей, что много лет спустя существенно повлияло на судьбу пенсионной реформы.

Проблемы в советском пенсионном обеспечении обнаружились еще до начала экономических преобразований. Поскольку число пенсионеров быстро увеличивалось (с 13,7 млн. до 33,8 млн. за 1961–1990 годы ), а тарифы отчислений для предприятий оставались практически неизменными, доля государства в финансировании пенсий росла. К 1980 году доля дотаций из союзного бюджета в бюджете государственного социального страхования достигала 60%. При этом в середине 1980-х годов ситуация обострилась в связи с падением мировых цен на нефть и газ: сокращались национальный доход и объем производства, нарастал дефицит госбюджета, и в конце 1980-х годов он приблизился к 10% валового национального продукта (ВНП). Финансовое состояние пенсионной системы также ухудшилось, учитывая ее зависимость от бюджета.

Таким образом, проблемы советской пенсионной системы стали очевидны уже в конце 1980-х годов. Важнейшие из них :

1) множественность различных систем пенсионного обеспечения, как следствие – непрозрачность и сложность правил назначения и расчета пенсий;

2) ограниченный охват пенсионным обеспечением, ставший очевидным по мере появления в стране индивидуальных предпринимателей и занятых на частных предприятиях, которые не имели прав на пенсию;

3) низкая дифференциация пенсий как следствие общей уравнительной политики, приводившей к значительному перераспределению средств от хорошо зарабатывавших работников в пользу тех, у кого была низкая зарплата; «несправедливый» разрыв в размерах пенсии «старых» и «новых» пенсионеров;

4) относительно ранний возраст выхода на пенсию (60 лет для мужчин и 55 лет для женщин), предопределявший увеличение нагрузки на пенсионную систему в условиях старения населения;

5) широко распространенная практика досрочного выхода на пенсию различных категорий работников, означавшая, что фактический возраст выхода на пенсию значительно ниже 55 или 60 лет;

6) зависимость пенсионной системы от бюджетных средств и низкий запас прочности, проявившийся в условиях роста численности пенсионеров.